Одиночное мотопутешествие или 3500 км за 4 дня

июнь 5 , 2019

Идея отправиться в одиночное мотопутешествие пришла мне в голову в конце 2017-го, еще до покупки мотоцикла. Я живу в Питере, но родился и вырос в Ульяновской области. Я знал, что рано или поздно рвану на малую родину на своих колесах, это лишь вопрос времени.

1700 километров в одну сторону - таки вызов для первого раза. В 2018-м так далеко ехать я не рисковал и катался только в окрестностях Питера. В сумме за сезон накатал всего 5 тысяч км и решил, что теперь-то готов. И в 2019-м забил отпуск на вторые майские, чтобы аккурат 9 мая отправиться в путь.


Мотоцикл

BMW F800R. Я как-то не озаботился сделать его нормальную фотку, поэтому вот такая, кривая и размытая.

BMW F800R

Мотоцикл неплохой, но есть нюанс: он совершенно не приспособлен для дальних путешествий. Это обычный городской мопед, хорошо подходящий для трех вещей: кататься по городу, фотаться на стрелке Васильевского и понтоваться перед второкурсницами. Мне все это нахрен не сдалось, потому что я старый пердун и вообще скучный. Меня по-дедовски тянуло ехать подальше. Туда, где романтика, дует ветер и мухи в рожу.


Почему поехал один?

Я не люблю ни под кого подстраиваться. Ехать группой это нужно совместно прокладывать маршрут, договариваться об остановках, отдыхе, скорости, манере вождения, заправках. Да и сложно найти попутчиков на конкретный маршрут. Нормальные мотодальнобои едут на юг, в Грузию, или на Памир и Дальний Восток, или в Европу и Нордкап. Причину ехать на Среднюю Волгу я вижу только одну - нужно там родиться. Искать уникальных личностей, которым приспичит поехать в ту сторону именно 9 мая, не было никакого интереса.


Как готовился к поездке

Легкий техосмотр был сделан пару недель назад, цепь вымыта и смазана, а бак заправлен. Почти все нужные вещи уже закупил с прошлого года, но парочку дополнительно я все-таки приобрел специально под поездку. Все оказалось очень в тему и здорово меня выручило.

Первое - это дождевик. В прошлом году я попал под дождь всего раза 3, но ощущения были ваще не кайфовые. Когда попадаешь под небольшой дождь, то можешь его даже не заметить - быстро обдувает ветром. Когда попадаешь под ливень, то промокаешь насквозь за минуту. А высыхаешь за час - арифметика явно в пользу дождя. Дождевик спас меня от ливня в первый же день поездки, а куртку от холода и ветра я не снимал половину дороги.

Правда, напялив всю эту амуницию, выглядишь довольно странно. Что-то среднее между космонавтом и работником химзавода. Но главное, защита от непогоды, а яркий цвет делает более заметным на дороге. Смеяться над своим внешним видом перестаешь быстро.

Дождевик

Вторая покупка - это непромокаемый брезентовый мешок, на фото выше держу его в руке. У меня стоит центральный кофр, но небольшого объема, влезают только самые необходимые вещи, типа сникерса и моего постоянного спутника - Желтого Мыша. Вот он, выглядывает.

Мыш

Поэтому чтобы можно было брать чуть больше вещей, купил мешок на 30 литров, который крепится на заднее сиденье. Мешок отлично подошел для остальных вещей.

Третье, самое важное - баф. Это такой кусок мягкой плотной ткани, типа трубы, надевается на шею и защищает горло от ветра. Не понимаю, как я год проездил без этой штуки, в этот раз шея отвалилась бы через первую сотню километров.


Подготовка маршрута

Очень приятная часть - продумывать маршрут. Но делать это лучше не в темпе, вечером перед поездкой, а еще зимой, спокойно, когда до сезона еще далеко и ты только предвкушаешь путешествие. Сидишь вечерком с чаем, за окном снег и вообще февраль, перед тобой ноутбук с гугл-картами и тетрадный листочек с ручкой, куда неспешно записываешь ключевые точки дороги.

Стратегия была такая. Сначала нужно было выстроить сам маршрут. Я упоминал, что немцы ничего не знают о России и сделали мотоцикл для хороших асфальтированных дорог. Поэтому прокладывать путь было просто - чем лучше дорога, чем милее маршрут. Пару часов посидел за гугл картами в режиме street view, смотрел, где какие дороги и пытался угадать, где асфальт развалился еще больше, а где дорогу все-таки залатали.

Облегчило задачу то, что особых вариантов пути у меня было мало. От Питера до Москвы дорога одна из двух. Старая добрая М10, бесплатная, местами трехполосная, с фурами, светофорами, населенными пунктами и их королем - Вышним Волочком. У знающих дорогу от одного этого названия начинает дергаться глаз. 3-4 часа провести там в пробке - как нефиг делать. И второй вариант, платная М11, точнее ее участок в 350 км, от селения Мясной Бор в Новгородской области до Медного в Тверской. Я думал недолго, по М10 уже катался, а по платной М11 еще нет. Выбрал М11.

Второй вопрос: как объезжать Москву? Я понимал, что при всех раскладах подъеду к столице днем, поэтому спокойно объехать по утреннему или ночному МКАДу мне не светило. Вокруг Москвы есть так называемые большая и малая бетонки, почитав отзывы, решил объезжать по максимально большому радиусу. "Максимально большой" на деле означает плюс лишних 50 км, но это ерунда. Как потом выяснил, что совсем не зря решил именно так.

И третий момент, после Москвы ехать через Рязань и Пензу или через Нижний Новгород, лишних 100 км. "Южная" дорога напугала плохими отзывами, а "северную" я немного знаю, да и посмотрел гугл карты, выснил, что дороги там стали намного лучше. Поехал через Нижний, оказалось, что и с этим тоже угадал.

Ехать в одну сторону получилось примерно 1750 км.

Маршрут

Лирическое отступление про Железную Жопу.

Мне задавали вопрос, почему я не замахнулся на так называемую железную жопу? Детей от экрана убирать не нужно, это не 18+, а просто мотоциклетный термин. Суть такая: садишься на мотоцикл и за сутки проезжаешь тысячу миль, 1610 км по-нашему. Мой маршрут в 1750 км - идеальный вариант для железной жопы, но я разбил дорогу на 2 дня. Почему?

Я не против таких странных рекордов, но сам не участвую. Это как по заветам Давидыча отжиматься 1500 раз за 3,5 часа. Половина ютуба побежала отжиматься и опытные качки постановили: можно, но зачем? Вот и к железной жопе у меня такое же отношение. Когда я стану подводить итоги жизни и каждое свое достижение отливать в медаль, то может и замахнусь на такой рекорд. Медалей мало не бывает. Но пока я не такой отбитый и вместо железной жопы предпочту сохранить натуральную, кожаную.


Выезжаю рано утром

Кто хоть раз ездил на дачу в пятницу, знает, что выдвигаться нужно как можно раньше. Другие водилы не понимают, что твоя рассада с помидорами гораздо важнее их баклажанов, и выезжают одновременно с тобой, создавая пробки и негатив. Поэтому я выехал в половине шестого утра, но все равно оказалось, что не один такой умный. Хотя движение было, конечно, намного меньше и ехать приятнее.


Дорога до М11. Холодно

Утром было холодно. Жесть как холодно. На градуснике плюс 3, да еще днем обещали дождь. Улыбающийся байкер на залитом солнцем серпантине остался на страницах модных мотопабликов, а вместо него ехал синий человечек с негнущимися от холода пальцами. Без подогрева руля не уверен, что смог бы их разогнуть (пальцы). Через 50 км я вспомнил, что дождевик нужен не только от дождя, но еще и от ветра, и надел куртку. Стало намного теплее. Еще через 50 км нацепил штаны от дождевика и стало еще лучше. До платной трассы М11 почти успел согреться.


Трасса М11

Трасса, к сожалению, платная, а на халяву проехать нельзя, ибо шлагбаум. Для удобного (и более дешевого) прохождения пунктов оплаты лучше запастись транспондером. Это специальный нано-гаджет, который крепится на лобовое стекло автомобиля (изнутри, не путайте) и работает как бесконтактная банковская карта. То есть с этого чудо-прибора невидимые лучи, дай бог не рентгеновские, считывают информацию и дерут деньги прямо на ходу. Даже не нужно останавливаться, шлагбаум волшебным образом откроется сам. Но есть в транспондере и инженерный провал: на мотоцикле мало мест, куда его можно безопасно прикрепить, чтобы не сперли на первой же остановке. А клеить его на лоб не эстетично и снижает суровость байкера.

Бывалые мотоциклисты кладут транспондер в карман куртки, а при подъезде к шлагбауму норовисто выхватывают его и держат на вытянутой руке перед собой. Я так и представляю смелого Данко, который вырывает сердце из груди, прокладывая людям путь. Или хотя бы победителя битвы экстрасенсов, который по мановению руки открывает любые врата, не то что хлипкий шлагбаум. В общем, смотрится прикольно, но я выбрал легкий путь. На въезде взял билетик, как на парковке в торговых центрах, а на выезде заплатил руками оператору-кассиру. Обманул систему.

Сама трасса идеальна. Отличное покрытие, ровная и прямая, что уже само по себе удивительно. По две полосы в каждую сторону, машин очень мало, в основном фуры, спокойно идущие по правой полосе. Ехать можно хоть 100, хоть 140, разницы особой не замечаешь. Дорога красивая: идет через леса и пересекает несметное количество небольших рек. Примерно каждые 20 км зоны отдыха с газончиками и скамейками. Есть и туалеты, но не заходил, ибо зачем поганить доброе настроение и лишний раз терять веру в людей. Вдоль всей дороги немного портит пейзаж сплошной забор из сетки, отгораживающий дорогу от леса. Так и не понял, это защита людей от животных или наоборот.

Читал много недовольных отзывов, что на 350 км всего одна кафешка, но не вижу проблемы, мы же не жрать туда едем. Понимаю, есть маленькие дети и просто ворчуны, но потерпеть 3 часа без котлет и компота уж как-нибудь можно. А спастись от голодной смерти получится заранее купленными бутербродами. Гораздо хуже ситуация с заправками.


АЗС на платной М11

Если коротко, заправок нет. Пиджаки из Автодора говорят, что при строительстве трассы были допущены некоторые недочеты. Ага, недочеты. Это когда в первые дни после запуска трассы десятки людей обсыхали посреди дороги и часами ждали помощи. Везде заботливо указаны телефоны аварийных комиссаров, которые как Чип и Дейл придут на помощь и привезут топливо. Нюанс в том, что во многих местах нет сотовой связи, шах и мат! А спутниковые телефоны есть, наверно, не у каждого обывателя. Впрочем, ситуация понемногу выправляется, в мае 2019-го симка МТС иногда ловила связь, а местами даже интернет 3G. Нагиев, с тебя доля за рекламу.

Вместо заправок есть несколько интересных конструкций, называемых АЗС экстренного типа. Деревенские рукомойники мне внушают больше уважения, чем эти штуковины. По слухам, из них реально льется бензин, но проверять никто не рекомендует. Заправки автоматические, оплата только картой. Читал отзывы, что агрегаты запросто зажевывают карты или просто снимают деньги, не выдавая топлива. Прекрасный бизнес, вырасту большой, открою такой же. В случаях проблем с картой тебе опять же готовы помочь операторы по телефону, но про связь я уже писал выше. Еще раз шах и мат. Прибавьте еще очереди, которые могут доходить и до часу-двух в особо удачные дни. В общем, пользоваться ими, как играть в столото - в интернете пишут, что кому-то везет. А кто я такой, чтобы не верить интернету?

Впрочем, меньше негатива, эта неприятная ситуация скоро разрешится. Автодор говорит, что осенью 2019-го откроются три парные АЗС, и похоже, не врут. Две из них я видел собственными глазами. Расположены довольно удобно, примерно на трети и двух третях пути, колонок много, строительство идет бодро. Если нужные люди не забухают, то к концу года можно достроить. Еще с перепугу наобещали выстроить торговый центр, но вряд ли там будет много желающих заехать в Массимо Дутти купить штаны в дорогу.

А пока проблема с бензином остается и каждый изворачивается по-своему. Кто-то перед въездом на М11 заправляет полный бак и спокойно проезжает 350 км, кто-то испытывает удачу на тех самых колонках экстренного типа, а кто-то - это я. 350 км на своем маленьком баке я не проеду. Тащить с собой канистру бензина ради одной заправки не хотелось и еще больше не хотелось проверять бензин на чудо-колонках. В итоге я придумал гениальное решение и просто съехал в Бологое. Это на середине пути платной трассы, съехал и в 5 км от съезда заправился нормальным бензином. Потом вернулся на М11 и поехал дальше. Потерял 15 минут времени и рублей 50 денег за то, что проехал путь не одним куском. Зато без нервов и очередей.


Дождь

Дождь бывает разный. Бывает легкий моросящий, под теплым летним солнышком, когда дети бегают по лужам и радуются, а взрослые наутро идут собирать грибы. Бывает в инстаграме, загадочными каплями по стеклу. Бывает, как в Питере, с марта по ноябрь. А бывает ливень, который как из ведра. Вот под такой я и попал.

Ничего приятного в этом нет, но оказалось не так страшно, как я думал. Главное, не понтоваться и сразу сбросить скорость, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно. У меня на хорошей полупустой дороге получилось от 70 до 100 км/ч в зависимости от плотности дождя. Дождевик и мотоциклетные бахилы на ногах закрыли от воды надежно. Не промок вообще нигде. Только руки, потому что перчатки обычные кожаные и промокли сразу и насквозь. Пришлось опять включать подогрев руля. Дорогу, конечно, видно плохо, визор шлема заливает и постоянно смахиваешь левой рукой воду с него. Дворников, знаете ли, нет. Но все неудобства опять же решаются адекватной скоростью. Ехать под таким дождем пришлось в целом часа 4. Не лучшие часы моей жизни, но терпимо.


Объезд Москвы

Очень понравилась объездная Москвы. Часть проехал по большой бетонке, часть в стороне.

Объездная Москвы

Дорога с неплохим покрытием, узкая, извилистая и холмистая. Любители погонять будут ворчать на фуры, которые тащатся 90 км/ч и никого не пропускают, но мне было нормально. По такой дороге все равно сложно ехать быстрее, лучше вместо гонки осматривать окрестности. Места красивые. Особенно красиво, когда поднимаешься на высокий холм и видишь несколько километров затяжного спуска. При этом открываются виды с лесами и речками на много километров вперед. Не вот какие горы, конечно, но мне понравилось.

Одна странная особенность именно на этом участке дороги. Дорога узкая, почти везде разделительная сплошная, да и вообще обгонять опасно. Но местных это не беспокоит. Обгоны через сплошную мимо 5-6 фур с резким возвращением в полосу, раздвигая поток нормальных людей - это в порядке вещей. Такие товарищи попадаются на любых дорогах, но именно здесь, вокруг Москвы, это прям массовое явление. Фу такими быть, дизлайк.

Расслабляться дорога не давала, опять попадал в дождь. Но здесь он воспринимался совершенно иначе. Было намного теплее, и 10 минут ливня чередовались с 10 минутами яркого солнца и чистого неба над головой. Когда в ливень плетешься за фурой, мало чего видя, а встречные машины обливают водой и грязью с головы до ног, веселого в этом мало. Но когда этот какашняк резко меняется на припекающее солнце и голубое небо над головой, то понимаешь, ради чего стоит жить. Ради вот таких минут бесконечного удовольствия. Мотоцикл, солнце, небо и красивая дорога - для счастья не нужно слишком многого.


Ночевка

Заночевал недалеко от Владимира, в Юрьевце, проехав к 8 часам вечера 900 км. Отель в стиле русская изба оказался весьма неплохой. Хотя я подустал в дороге и готов был спать хоть на лесной опушке. Получил ужин исполинских размеров, съел и завалился спать. Осматривать достопримечательности славного Юрьевца желания уже не было. Завтра нужно было рано вставать, потому что предстояло еще 850 км пути.


Владимир и трасса М7

Второй день поездки начался тоже в 5:30 утра. Хотел объехать пораньше Владимир и добраться до Нижнего Новгорода. Не понравилась северная объездная Владимира с ее дурацкими светофорами. Как пишет Лебедев, больше всего на свете меня бесят светофоры, которые висят на трассе среди кустов. Да не с большой круглой "фарой", а со стрелочками, которых ни черта не видно! Я не знаю ни одной причины вешать светофоры со стрелочками прямо, когда все полосы все равно ведут только прямо. Понятно, местные знают дорогу наизусть, но я слепошарый и сильно таращил глаза, чтобы разглядеть эти мелкие огонечки. Один раз, похоже, проехал на красный, когда соседние машины резко остановились, но при этом светофора я так и не увидел.

Трасса М7 довольно загружена. Мне повезло ехать рано утром, когда основное движение было навстречу. Видимо, все хотят быстренько проскочить Москву, если повезет, по МКАДу и без пробок. Но в мою сторону было спокойно, за исключением отбитых товарищей на камри и теанах, которые на скорости 120 пристраивались в трех метрах сзади и ехали так, пока не пропустишь от греха подальше. Благо что на мотоцикле пропустить несложно и мне не стремно. Москвичи, без обид, но почти все такие граждане были со столичными номерами и на дешевом "бизнес классе" вроде той же камри. Пара человек устраивались рядом с целью погоняться, но видя, что мне наплевать, разочарованно уезжали.


300 км перед домом

Самая скучная часть маршрута - переход от трассы М7 до Сурского, это между Саранском и Ульяновском. Конечно, вам это ни о чем не говорит, поэтому расшифрую: около 300 км однообразной дороги, поля и лесопосадки. Я ездил по этой дороге лет 10 назад и хорошо помню, в каком она была запущенном состоянии. На удивление за это время дорогу не только разбили окончательно, но и местами заделали. Постоянно попадаются чуваки с лейками, из которых какой-то дрянью заливают трещины. Конечно, были и ямы по колено, но в целом респект.

Дорога проходит по Нижегородской области и республике Чувашия. Машин почти нет, мелкие города, ямы и кочки, не самая приятная часть маршрута, но я все равно радовался. Во-первых, уже подъезжал к дому, а во-вторых, весь день было тепло. Тепло, это под 30 градусов, ехал с большим удовольствием. Обдуваемый ветром, жары не чувствуешь, а после вчерашних холодов и дождей было приятно погреть суставы.


Домой

После Сурского до дома оставалось каких-то 250 км. Доехал, сделал фоточку в честь завершения дороги и покатил домой.

Дома

После двухдневной поездки никуда кататься не хотелось. Выезжал пару раз: по делам в Ульяновск да в пятерочку за пивом. Очень интересное чувство, когда лет 15 назад катался по этим дорогам сначала на велосипеде, потом на мотоциклах Урале и Восходе, а сейчас приехал на бмв.

В детстве я слабо представлял, что бывают мотоциклы без карбюраторов. Что они могут заводиться с кнопки и с первого раза. Что могут ехать больше 80 км/ч. Что можно ездить с номерами и документами. Что права нужны не только на машину, но и на мотоцикл. Что можно ездить не в сланцах и шортах, а в шлеме и экипировке. Что можно не бояться, что поймают гаишники. Что не получится проехать по лесной дороге по песку и грязи. Что 30 км пути это не приключение века, а небольшой выезд на 20 минут. Что у мотоциклов моют и смазывают цепь. Что их заправляют 95 бензином.

Ничего этого я тогда не представлял. Наверно, становлюсь сентиментальным. Или же это просто ностальгия по детству.


Вопросы обо всем

Я собрал в кучу все вопросы, которые мне задавали по пути, дома и уже когда вернулся. Начну с главного.

1. Стоит ли оно того, ехать далеко на мотоцикле?
Однозначно да. В самолете, поезде и машине есть свои плюсы, но путешествие на мотоцикле не сравнится ни с чем. Особенно на трассе, когда ты едешь один, вокруг только поля и лес, светит солнце и ветер дует в лицо. Это не похоже ни на что другое.

2. Что по времени?
У меня получилось 2 дня. Оба раза я выезжал в 5:30 утра и приезжал в 8 вечера. Остановок было суммарно около двух часов в день. То есть ехал по 12 часов в сутки.

3. Что по деньгам?
В один конец (1750 км) примерно 7 тысяч рублей. Из чего складывалось: 3 тысячи на бензин, 2-2.5 на ночлег в отеле, рублей 800-1200 на еду и 700 рублей на платную трассу. Если ехать на малокубатурнике с меньшим расходом, ночевать в палатке и есть не в отелях, а в придорожных кафешках или романтично печь картошку на костре у озера, то выйдет в 2 раза дешевле.

4. Быстро ехал?
Старался не превышать. Если трасса позволяла, то 100-110, на пустой ровной дороге 120. Местами на разбитых приходилось ехать и 70, и 60, и чуть ли не пешком идти. На платной М11, конечно, быстрее - 130-140.

5. Расход большой?
В среднем режиме, 100-110 км/ч, 4.5-5 литров на сотню. Если медленнее, могло быть 3.5-4 литра. На платной, при разгоне до 130-140 примерно 6 литров.

6. Где заправлялся?
Заправки есть везде, все-таки цивилизация. Единственный косяк - заправки на платной М11, но решаемо простым съездом с платной трассы.

7. Часто отдыхал?
Практически не отдыхал. Одна остановка на обед, это минут на 40-50, а так остановки на заправках, максимум на 15 минут, а чаще на 5-10. Заправляюсь, ставлю следующую точку на навигаторе и еду дальше.

8. Много вещей брал?
Все уместилось в кофр 27 литров объема и брезентовый мешок на 30 литров. И то мешок был полупустой, а вез в нем "гражданскую" одежду, чтобы дома не париться в мотоджинсах и ботинках.

9. Где ночевал?
Снимал номера в отелях. Заранее не искал, так как не знал точно, сколько проеду за день. Бронировал через booking.com уже ближе к вечеру, выбирал место недалеко от трассы, но не в большом городе. Смысла заезжать в город не было, только время тратить, да еще там и дороже. Первый раз заночевал в Юрьевце, это недалеко от Владимира, а в обратную сторону - в Кольчугино, на объездной Москвы.

10. Сильно устаешь?
Устаешь, но не настолько, как рассчитывал. По крайней мере, после двух дней в дороге я выглядел гораздо свежее, чем те же двое суток в плацкарте. Я странный и терпеть не могу ночевать в поезде. Что было бы со мной после двух дней в автобусе, даже боюсь представить.

11. Жопа не болит?
Нет, обошлось. Хотя сиденье жесткое, а подушечки я не подкладывал. Видимо, сказалась физкультура, которой занимался прямо на ходу, когда начинало подгорать.

12. Руки-ноги не болят?
Нет. Если на мотоцикле болят руки, значит, ты что-то не так делаешь. Скорее всего, сильно цепляешься за руль. Я эту фишку знал, поэтому руки всегда были расслаблены и не болели. А вот что не болели ноги, это я искренне удивился. Посадка у мотоцикла низкая, колени сильно согнуты, и я ждал, что к вечеру не смогу их выпрямить. Оказалось нет, разогнул штатно. Возможно, сработала та же физкультура или остановки, пусть и короткие, но частые, хотя бы раз в час.

13. А спина?
А вот спина болит. Не знаю, можно ли что-то с этим поделать, у меня не получилось. Сидеть приходится немного наклонившись, на скорости или в дождь пригибаешься еще сильнее. Поэтому болит. Первые пару дней самым большим желанием было лечь на спину на жесткую поверхность и не двигаться. Распрямлять кости. Потом проходит.

14. Скучно ехать?
Вообще не скучно. Очень разные дороги, погода, пейзажи, автомобильное движение и вообще обстановка вокруг. Скучать не приходилось.

15. Как в дождь?
Некомфортно. Но не так чтобы прям фу-фу, верните меня домой под одеялко. Ехал под ливнем по пустой платной дороге в плюс 8, по оживленной М10 под тем же ливнем, по узкой объездной Москвы с толпой фур. Ехать неприятно, но можно. Сбавляешь скорость и потихоньку катишься. Дождевик отработал на отлично, не промок вообще нигде, тьфу-тьфу. Исключение руки, перчатки были насквозь, нужно подумать, как защититься, какие-нибудь целлофановые или медицинские перчатки под основные кожаные или что-то такое.

16. Холодно было?
В первый день да. Я выехал из Питера в плюс 3 градуса и не сразу додумался надеть дождевик. Дождевик ведь не только от дождя, он еще и от ветра. В общем, проехал 50 км, задубел и надел сначала куртку. Проехал еще 50 и напялил штаны. Естественно, это все надевается поверх основной экипировки: кожаной куртки и мотоджинсов. Когда оделся, стало теплее, плюс приятно успокаивал подогрев руля. Но потом выехал на платную трассу, прибавил скорости, погода стала портиться и амуниция спасала плохо. Дальше грянул дождь, руки быстро промокли и следующие часа 2 было порядком холодно. Потом выглянуло солнце, температура поднялась градусов до 16 и наступил кайф.

17. Жарко?
Нет, ни разу не чувствовал жару. Хотя один полный день ехал в 27-30 градусов. Ветер обдувает и все хорошо. Конечно, когда останавливаешься в городе и идешь искать кафешку, то понимаешь, что мото ботинки - это не самая кайфовая обувь для 30 градусов, но в дороге этого вообще не замечаешь.

18. Даже голове в шлеме не жарко?
Сложно поверить, но нет, не жарко. Даже несмотря на то, что у меня шлем не с открытым забралом, а интеграл - закрытый со всех сторон. У шлема хорошая вентиляция, когда едешь, через специальные отверстия голову обдувают несколько струй воздуха. По ощущениям это намного лучше, чем гулять на жаре с непокрытой головой.

19. Гаишники?
Попадались часто, но остановили только один раз, уже на обратном пути на подъезде к Питеру. Остановили, проверили права и СТС, а страховку даже не успел достать. Дежурно рассказали про высокую аварийность и отпустили.

20. Сколько штрафов нахватал?
Один за всю дорогу. Превышение на 20-40 км/ч. Причем на таком участке, что ума не приложу, где там можно превысить. Видимо, нарвался на бесконечные ограничения 50-70 км на плохих участках и камеру, "стреляющую" в спину.

Да, тут есть один момент: большинство камер на наших дорогах считывают номера спереди. А у мотоцикла номера только сзади. Поэтому мотоциклисты в целом ловят меньше штрафов за превышение. Я имею в виду нормальных людей, а не тех, кто гонит 150 по городу.

21. Как лучше: на машине или мотоцикле?
На машине я ездил только пассажиром, но попробую сравнить.

Рано или поздно ты первый раз попадаешь под ливень. От холода коченеют руки. Дождь заливает визор и посекундно смахиваешь рукой воду, чтобы видеть хоть что-нибудь. Ты снижаешь скорость до 70 и все равно максимально сосредоточен. При этом тебя обгоняют все подряд машины, а ты смотришь, как сидящие внутри слушают музыку и пьют с комфортом чай из термоса. Тебя обливает с ног до головы проходящая навстречу фура...

В такие моменты ты начинаешь думать, зачем ты во все это ввязался, куда поперся, сел бы на самолет, давно был бы дома, купил бы лучше машину. Или еще лучше остался бы весь отпуск валяться на диване, ведь холодное пивко такое вкусное, а еще столько сериалов не смотрено. Конечно, такие мысли проскакивают.

Но ливень заканчивается, выходит солнце, ты въезжаешь в густой лес, а над головой видишь бесконечное голубое небо. В такие моменты ты понимаешь, что ничто не может сравниться с путешествием на мотоцикле. Ты забываешь все, что было до этого, весь этот дождь, грязь и холод, потому что впереди тепло, солнце, ветер, дорога и чистое удовольствие только от лишь того, что ты едешь на мотоцикле.

Я не смогу передать ощущения, это как пытаться рассказать, каково это прыгать с парашютом или покорить Эверест. Я не делал ни того, ни другого, и могу только догадываться о плюсах и минусах, сложности и удовольствии от этих вещей. Но самое главное - ощущения, то, ради чего мы и живем - это передать невозможно, это можно только испытать.

22. Еще поедешь?
Конечно. И надеюсь, буду ездить чаще.

23. Куда дальше?
Из обозримых планов это Черное море, Белоруссия и Финляндия. Что из этого получится, как знать.

24. Что изменишь в следующей поездке?
Главное, что я понял в первом дальняке - путешествие на мотоцикле не должно быть просто перемещением из одной точки в другую, как это получилось у меня. Я поставил главную цель - побыстрее оказаться дома. И ошибся. Не стоит гнаться за километрами, нужно ехать и наслаждаться каждой минутой. Чем гнать по тысяче км в день, лучше проехать 500, но останавливаться в городах, делать фотки, почаще отдыхать на природе, в лесу или у озера. Некоторые бывалые мотопутешественники вообще советуют проезжать в день по 300-400 км, и я начинаю их понимать. Потому что именно тогда поездка превращается в путешествие. В следующий раз я все исправлю.

Всем добра и побольше путешествий.

Что еще почитать

Заходите в группу в контакте - https://vk.com/webdevkin
Анонсы статей, обсуждения интернет-магазинов, vue, фронтенда, php, гита.
Истории из жизни айти и обсуждение кода.
Как Вам статья? Оцените!